Имя международного общественника, а в прошлом – и президента Европейского еврейского конгресса Вячеслава Кантора давно и неразрывно связано с темой памяти о Холокосте. Чего только стоит известность инициированных и организованных им Всемирных форумов памяти Холокоста, проходящих в мире с 2005 года. Однако вопросом сохранения этой памяти Вячеслав Кантор занимается на многих уровнях не только столь масштабных и международных. И считает эту работу важной в особенности на современном этапе развития общества, когда проблема нетерпимости становится актуальнее с каждым годом.
Новые проблемы
Сама тема памяти Холокоста как будто достаточно широко представлена в информационном пространстве, но, если проанализировать, становится понятно, что обсуждается она главным образом в преддверии памятных дат. Самой крупной из таких является, пожалуй, Международный день памяти, отмечаемый в январе – в годовщину освобождения концлагеря Аушвиц.
В 2021 году этим обсуждениям была придана новая нота, ведь проходили они в разгар пандемии коронавируса. Памятные мероприятия проводились онлайн, однако Вячеслав Кантор не упустил эту возможность поговорить на действительно актуальные темы, связанные с Холокостом. Так, эксперт обратил внимание на положение переживших Холокост людей, которые в своём очень преклонном возрасте оказались один на один с весьма жёсткими испытаниями ограничительных мероприятий, введённых в связи с пандемией. Испытаниями, которые для них стали даже более суровыми, чем для более молодых людей.
Так, Вячеслав Кантор обратился к присутствовавшим на конференции представителям европейских властей с призывом сделать всё, чтобы облегчить участь бывших узников. Прежде всего, отметил эксперт, им необходима первоочередная вакцинация, а также любые другие меры, которые наконец позволили бы им оставаться не в изоляции и одиночестве, но с близкими, ведя жизнь, максимально приближенную к нормальной.
Губительные тенденции
Самой же тревожащей темой для обсуждения в контексте пандемии стал тот всплеск нетерпимости, что пережил социум, поддавшись панике и страху. Эти чувства нередко находили выход как раз в обвинениях, угрозах, ксенофобии и расизме. Вячеслав Кантор провёл параллель с Холокостом в контексте глобального кризиса: исторический урок тут понятен – времена испытаний становятся и временами расцвета нетерпимости самого разного толка, поскольку кризисы провоцируют людей на негативные и радикальные реакции.
Уже в первые месяцы пандемии масштаб проблемы стал очевиден любому, кто следил за информационным пространством, и особенно – интернетом. Став сосредоточием львиной доли всей социальной активности глобального общества, всемирная паутина стала одновременно и главным оплотом ненавистнического контента и агрессивных попыток эту ненависть разжигать, как умышленно, так и под давлением всеобщей паники.
В каком-то смысле, отмечал Вячеслав Кантор, нетерпимость и страх тоже оказались вирусом, который поразил уже не тела, но человеческие мысли и души. При этом точно также, как и вирус физический, вирус ненависти мутирует, принимает новые формы, адаптируется и становится неуязвим к одним и тем же методам противостояния ему.
Угроза для всех
Опасность ненависти в том, что, если её не остановить в зародыше, она будет представлять угрозу не только для тех людей, против кого направлена, но для всего общества, подрывая его нормы и расшатывая сами его основы. И тут, убеждён Вячеслав Кантор, как раз история Холокоста и её исторический урок приобретают критическую важность. Ведь человечество уже было свидетелем того, к чему приводит бесконтрольная нетерпимость – точно также, как и того, что победить эту ненависть можно лишь совместными усилиями.